Система активной безопасности ASR

Древняя русская пословица гласит: «Одна голова хорошо, а две лучше». Самое, пожалуй, главное достижение конструкторов современных авто, заключается в том, что они научили автомобиль «чувствовать» и «думать».
Электронные системы, разработанные для автомобилей, напоминают ту самую «вторую голову» – хладнокровного надежного помощника, который подстрахует водителя в трудной ситуации, – учтет дорожную обстановку, условия и характер движения автомобиля, увидит препятствие в темноте, прочтет, если нужно, дорожную разметку, определит погодные условия и время суток, исправит ошибки управления.

Различные датчики, подобно нервной системе человека, считывают внешнюю информацию, которая затем поступает в «мозг» машины – электронный блок управления, после чего искусственный интеллект принимает решение и посылает управляющий сигнал к «мускулам» и «органам» автомобиля. Одним из таких активных помощников водителя является антипробуксовочная система ASR (англ. Automatic Slip Regulation). В зависимости от производителя, эта система может называться – ASC, A-TRAC, DSA, DTC, ETC, ETS, STC, TCS, TRC.

Не смотря на широкий спектр названий, ее суть и задачи остаются одними и теми же – помочь автомобилю тронуться с места или ускориться без пробуксовывания ведущих колес. ASR помогает, как в случаях проскальзывания одного колеса, так и в случаях пробуксовки обоих (или всех ведущих – при полном приводе). Самым опасным вариантом, пожалуй, является ситуация, когда одно из колес теряет сцепление с дорожным полотном, особенно, если автомобиль уже набрал скорость.
Множество аварий происходит именно по такой причине. Причем, необязательно это происходит во время сложных погодных условий – снегопада, гололеда или дождя. Достаточно случайно съехать одной стороной автомобиля с твердого дорожного полотна на полосу песка или гравия, чтоб при резком ускорении или торможении возникла опасность заноса.
Кто попадал в такую ситуацию, знает, что часто даже опытный водитель не успевает среагировать – все происходит за доли секунды. В подобных случаях и приходят на помощь автоматические электронные системы типа ASR. Исследования показали, что скорость реакции электроники намного превосходит скорость реакции опытного водителя, кроме того она, в отличие от человека, – не устает, не отвлекается, имеет в своей памяти множество алгоритмов мгновенного решения возникших проблем.
Для предотвращения пробуксовывания система ASR управляет крутящим моментом двигателя или же подтормаживает проскальзывающее колесо при помощи тормозной системы. Подтормаживание происходит на небольших скоростях – до 40 км/ч. Когда датчики определяют, что скорость вращения ведущих колес неодинакова, то есть, одно из колес проскальзывает, электронный блок управления включает тормозное усилие, которое действует до тех пор, пока скорость этих колес не уравняется. Таким образом восстанавливается хорошее сцепление колес с дорожным полотном.

Если же пробуксовывают несколько колес, ASR притормозит все проблемные колеса. При скорости движения больше 40 км/ч, электронная система применит другой способ нейтрализовать избыточный крутящий момент. Она будет воздействовать через двигатель. Эффект будет аналогичен снижению силы нажатия на педаль газа. Опытные водители умеют это делать и без электронных систем.
Но, во-первых, далеко не на всех автомобилях можно так деликатно управлять педалью газа и на авто с мощным двигателем сделать это не так просто, а во-вторых, опять же, электроника «сообразит» намного быстрее и выберет оптимальный режим работы двигателя. Чтобы мотор не разгонял слишком сильно колеса, ASR может выключить одну из форсунок, снизив общую подачу топлива в цилиндры, уменьшить угол открытия дроссельной заслонки, изменить момент зажигания. Всё это позволяет автомобилю сохранять курсовую устойчивость и не срываться в занос.
В современных авто электронные помощники водителя берут на себя все больше функций, благодаря чему, улучшилась безопасность движения, управлять автомобилем стало проще и комфортней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий